22. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

 

 

Электрооборудование состоит из следующих систем: электроснабжения, пуска двигателя и ЭФУ, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, контрольно-измерительных приборов, отопления, вентиляции и звуковой сигнализации, дополнительного электрооборудования и стеклоочистки, включения блокировки дифференциала и заднего противотуманного фонаря.

 

На вкладыше приведена принципиальная схема электрооборудования автомобиля.

 

Аккумуляторные батареи: две, 6СТ 190-ТР или 6СТ 190-А, каждая напряжением 12 В и емкостью 190 Ач, заправлены водным раствором аккумуляторной серной кислоты — электролитом.

 

Плотность заправляемого электролита в батареях подбирается в зависимости от климатических условий эксплуатации.

 

В процессе эксплуатации разряженность батарей можно определить по плотности электролита, пользуясь таблицей. Батареи, разряженные на 50% (в холодный период времени на 25%), эксплуатировать нельзя. Такие батареи снимите с автомобиля на подзарядку.

 

Уровень электролита должен доходить до нижней кромки заливной горловины в каждом аккумуляторе. Если уровень ниже нормального, то восстановите его доливкой дистиллированной воды.

 

В холодный период времени года воду доливайте непосредственно перед пуском двигателя. Это позволит избежать замерзания воды.

 

Если Вы уверены, что уровень понизился из-за выплескивания или утечки электролита из аккумуляторов, то восстановите уровень доливкой электролита той же плотности, что в аккумуляторах.

 

В жаркий период времени проверяйте уровень электролита чаще, чем обычно.

 

Наблюдая за изменением уровня электролита, если нет его утечки, можно ориентировочно судить о зарядном напряжении генератора.


Если полностью отсутствует расход воды, то это верный признак пониженного зарядного напряжения, аккумуляторы постоянно недозаряжены.

 

Если же расход воды очень большой, то идет значительный перезаряд, в результате уменьшается срок службы аккумуляторов.

 

Для хранения снимите аккумуляторные батареи с автомобиля (если эксплуатация автомобиля прекращается более, чем на 1 месяц), полностью зарядите и держите, по возможности, в сухом прохладном помещении при температуре не выше 0°С. Минимальная температура при хранении не должна быть ниже минус 30°С.

 

Не храните батареи в разряженном состоянии, так как это приведет к сульфатации пластин и к полной потере работоспособности батареи. Поэтому ежемесячно проверяйте плотность электролита и, при необходимости, подзаряжайте батареи.

 

Плотность электролита при 25 °С, г/см3

 

Климат
Плотность электролита в батареях
заряженных
разряженных на 25%
разряженных на 50%
Умеренный
1,28
1,24
1,20
Тропический
1,22
1,18
1,14

 

 

 

Стартер СТ 142-Б1, мощностью 8,2 кВт (11,15 л. с.) с дистанционным управлением.

 

Генераторная установка (двух типов, в зависимости от комплектации):

 

- типа 6562.3701, переменного тока, с бесконтактным регулятором напряжения 2712.3702, номинальная мощность 2000 Вт, номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток 72 А (для КамАЗ-53229, отдельных комплектаций КамАЗ-65115);

 

- типа Г 273-В, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком БПВ 24-45 и интегральным регулятором напряжения Я 120-М-1, номинальная мощность 800 Вт, номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток 28 А (для КамАЗ-55111, отдельных комплектаций КамАЗ-65115).

 

Предупреждения:

 

1. Не подсоединяйте и не отсоединяйте штепсельные разъемы и плюсовой вывод генератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также не пускайте двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.

 

2. Не проверяйте исправность генератора замыканием выводов «+», «Ш» и «—».

 

3. Не проверяйте исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегаомметром или лампой, питаемой напряжением выше 36 В, при неотключенном генераторе.

 

4. Во избежание выхода из строя регулятора напряжения при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника обязательно отключите батареи от сети автомобиля.

 

5. При мойке двигателя защищайте генератор от попадания на него воды.

Для регулирования ближнего света фар установите автомобиль (без нагрузки, с номинальным давлением в шинах) перпендикулярно экрану (см. рисунок) так, чтобы плоскость симметрии автомобиля совпадала с линией III на экране, на равном расстоянии от которой должны быть линии II и VI, расстояние между которыми равно расстоянию между центрами регулируемых фар. Расстояние I от экрана до центров наружной поверхности рассеивателей фар составляет 10м,а расстояние Н-150мм. Включите ближний свет фар и установите световое пятно так, чтобы верхняя горизонтальная граница света проходила по линии А-А, проходящей на расстоянии H ниже линии I высоты центров фар, а наклонные ограничительные  линии исходили из точек пересечения линий II и IV c линией А-А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

L(м)
Н(мм)
10±0,05
150
7,5±0,03
112,5
5±0,025
75

 

 

Направление света регулируйте винтами вертикального 2 и горизонтального 1 регулирования (см. рис. Фара головного света).

 

Натяжение ремней (см. рис. Натяжение ремней  привода генератора) привода генератора должно обеспечивать прогиб наибольшей ветви на 15—22 мм при нажатии на ремень с усилием 40 Н (4 кгс).

 

Для регулирования натяжения ремней ослабьте гайки болтов крепления передней и задней лап генератора. Отклонив генератор вверх, обеспечьте номинальное натяжение ремней, затяните гайки и болты.

 

При выходе из строя одного из ремней заменяйте оба ремня комплектно с разницей в длине не более 3 мм.

 

УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Если перестал работать какой-либо потребитель, то прежде всего определите исправность его предохранителя. Если предохранитель сработал, то определите в цепи место короткого замыкания проводов на массу автомобиля. Проверяйте цепь по направлению от предохранителя к потребителю. Короткое замыкание возможно в местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. После устранения короткого замыкания замените предохранители.

Возможен также обрыв в цепи. Место обрыва ищите как обычно, методом шунтирования или контрольной лампой, питаемой напряжением не более 36 В, двигаясь по направлению к источнику тока. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, проверьте надежность соединения его с массой. Устраняя обрыв проводов, сращивайте их, скручивая жилы проводов с последующей опайкой, или заменяйте их новыми соответствующего сечения и длины, затем изолируйте.

 

При замене перегоревших ламп учитывайте их тип и мощность, которые указаны в таблице применяемых в автомобиле ламп.

 

Не подсоединяйте и не отсоединяйте штепсельные разъемы и плюсовой вывод генераторной установки при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также не пускайте двигатель при отсоединенном от генератора плюсовом выводе.

 

Не проверяйте исправность генераторной установки путем замыкания выводов + , В и О перемычками на массу и между собой.

 

 

Не соединяйте вывод Ш щеткодержателя, доступ к которому открыт через окно в кожухе щеткодержателя, с выводами + генератора, В щеткодержателя. Это ведет к выходу из строя регулятора.

 

При мойке автомобиля защитите генератор от попадания в него воды.

 

Во избежание ослабления и нарушения контактов не рекомендуется без надобности рассоединять штекерные соединения.

 

Осенью при проведении СТО необходимо очистить внутреннюю полость резиновых колпачков и смазать штекерные соединения токопроводящей смазкой ВНИИНП-510 (ТУ 38.401276-79) или смазкой Литол-24 (ГОСТ 21150-87).

 

Таблица применяемых в автомобиле ламп

Применение
Тип лампы
Мощность, Вт
Фары головного света:
- лампа ближнего и дальнего света
АКГ24-75-70-1(Н4)
75-70
- лампа габаритного света
АМН-24-4
4
Противотуманные фары
АКГ24-70
70
Задние фонари:
- габаритные огни
А24-5-1
5
- указатели поворота
А24-21-3
21
- сигналы торможения
А24-21-3
21
Передние фонари:
- габаритные огни
А24-5-1
5
- указатели поворота
А24-21-3
21
Фонарь заднего хода
А24-21-3
21
Фонари автопоезда
А24-5-1
5
Плафон освещения кабины
А24-5-1
5
Плафон вещевого ящика
АС24-5-1
5
Лампы освещения приборов
А24-5-1
5
Подкапотная лампа
А24-21-3
21
Переносная лампа
А24-21-3
21
Боковые повторители указателей поворота
А24-5-1
5
Контрольная лампа падения давления в системе смазки
А24-2
2
Контрольная лампа расхода топлива
А24-2
2
Контрольная лампа перегрева охлаждающей жидкости
А24-2
2
Контрольная лампа аварийной сигнализации
АМН-24-3
3

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ, ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Неисправность
Возможная причина
Метод устранения
Отсутствие заряда аккумуляторных батарей Ослабление натяжения приводных ремней Отрегулируйте натяжение ремней
Обрыв в цепи возбуждения генератора Устраните обрыв
Повышенный шум при работе генератора Ослабление крепления шкива Подтяните крепление
Стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет) Обрыв или отсутствие контакта в цепи питания стартера Восстановите контакт
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером (тяговое реле срабатывает) Плохой контакт корпуса стартера с массой автомобиля Обеспечьте надежность соединения
Применение моторного масла, не соответствующего сезону, в холодный период времени года Замените моторное масло
При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика Ненадежный контакт цепи тягового реле стартера Восстановите контакт
Лампа не горит Стряхивание или перегорание нити накала Замените лампу
Сработал термобиметаллический предохранитель Устраните короткое замыкание, приведите предохранители в рабочее состояние
Отсутствует контакт в штекерных соединениях Восстановите контакт
Поломка переключателя Устраните неисправность
Лампа горит тускло Окислились или загрязнились контактные соединения Зачистите контакты или замените окислившиеся штекеры
Загрязнился рассеиватель или отражатель Протрите рассеиватель, промойте отражатель
Потемнела колба лампы из-за испарения металла нити накала Замените лампу
Мигает свет в лампе Периодическая потеря контакта Восстановите контакт
При включении питания стрелка прибора не изменяет своего положения Неисправен предохранитель Замените предохранитель
Обрыв в цепи питания Устраните обрыв
Отклонение стрелки влево от нуля Обрыв провода от указателя к датчику давления масла или температуры охлаждающей жидкости Устраните обрыв
При включении сигнал не звучит Обрыв провода Устраните обрыв
Нет контакта в цепи питания Восстановите контакт
Перегорание или срабатывание предохранителей вследствие короткого замыкания в цепи питания Устраните замыкание
Сигналы издают слабый, хриплый звук Нарушена регулировка сигналов Отрегулируйте сигналы



На главную
Hosted by uCoz